• Всемирный банк по изданию учебников в кыргызстане

     

    → Проблемы Образования в Кыргызстане. школы, университеты, база учебников Проблемы Образования в Кыргызстане. школы, университеты, база учебников Автор Robert Weiss , 11 дек 2010 20:43 Авторизуйтесь для ответа в теме Сообщений в теме: 12 Предупреждения: 4 Отправлено 11 Декабрь 2010 - 20:43 Мне повезло, я учился у хороших учителей, сегодня я не завидую тем кто учится в школе. Вопервых нет прежнего потенциала и стремления к перспективам, раньше была хоть и глупая, детская но надежда, что в будущем ты пригодишся стране) Сегодня в Школах страдает не только дисциплина но и уровень образования оставляет желать лучшего, что вырастет из сегодняшних школьников страшно представить. Вот статья, на мой взгляд тут раскрыты основные проблемы отечественного образования:   Книга - твой друг, без нее как без рук 20/10/10 10:11, Бишкек – ИА «24.kg», Юлия ДИВЕЕВА   В государстве катастрофически не хватает новых учебников. Так можно обозначить ключевую проблему современной школы в Кыргызстане. Порой по одной книге учатся два-три, а то и четыре человека.   При этом деньги - и немалые - на их издание государство выделяет ежегодно. Но книг по-прежнему недостает. Не доходят они до школ или таинственным образом оттуда исчезают? А где же тогда их берут ученики? Ларчик открывается просто: покупают на рынке, куда они попадают из школ. Вот такой круговорот.   Как в прорву   Министерство образования и науки причину сложившейся ситуации видит в плохом финансировании школьных библиотечных фондов и устаревшей системе распределения учебников. Называют среди прочих и нехватку новых книг местного издания. Это при том, что деньги на их производство ежегодно выделяются из бюджета. Кроме того, стране с решением этого вопроса постоянно помогают международные организации. Так, в 2009/2010 учебном году в республике издали 1 миллион 350 тысяч учебников 26 наименований, а 85 миллионов сомов на это выделил Централизованный фонд сокращения бедности.   Финансовую и техническую помощь в издании учебников оказывают Всемирный банк по проекту «Сельское образование» и АБР по линии Второго проекта образования. Еще и Российская Федерация неоднократно передавала учебники в дар кыргызстанским школам. Но только почему-то в школах их больше не становится. В чем же дело?   Бег с препятствиями   Татьяна Алтутнина рассказала, что купила в подземном переходе возле ЦУМа для внука учебник по русской литературе для 5 класса в двух частях. Первая часть оказалась с браком. Зато на первой странице второй книги стоял штамп «Дар России. Не подлежит продаже». Рядышком красуется штамп школы № 11 города Бишкека. Каким образом эта книга оказалась на прилавках книжных развалов, непонятно. Но ее появление в продаже отчасти объясняет, почему школьные библиотеки стали похожи на бездонную яму.   Признал существование проблемы и министр образования и науки Канат Садыков. «Мы издаем «Алиппе» для первого класса, к сожалению, маленькими тиражами. Книги распределяют по школам, а потом в переходах эти учебники появляются по цене 300-400 сомов, - заявил он. - Сейчас даже если вы захотите купить учебник на кыргызском, не найдете в свободной продаже. Людей просто вынуждают покупать книги втридорога».   По его мнению, такая ситуация сложилась из-за того, что рынок учебников непрозрачен, закрыт. «В России издательство заключает договор с авторами, учебники которых получили одобрение Министерства образования. Эти книги и издают. Причем школы могут выбирать разные книги разных авторов. Поэтому рынок насыщен школьной литературой. В книжных магазинах можно найти все учебники», - отметил Канат Садыков.   Как считает министр, издательствам в Кыргызстане тоже необходимо разрешить работать с авторами напрямую и издавать учебники, соответствующие нашему ГОСТу.   «Проведение тендеров тормозит издание учебников в Кыргызстане», - заявил заместитель министра образования и науки Гульжигит Сооронкулов. По его словам, тендер длится 5-6 месяцев. При этом процесс могут отложить, а то и вовсе отменить. «Например, в Казахстане и вовсе отказались от тендеров на издание учебников. Как только автор получает одобрение Министерства образования, его книга автоматически поступает в печать», - рассказал замминистра.   Взять бы книги все, да...   Когда книги изнашиваются и перестают соответствовать санитарным нормам, их списывают. Подразумевается: сколько школа списала учебников по одному предмету, столько же равноценных должна получить. На деле все обстоит не так.   Первого сентября родителям сообщают, что книг на весь класс не хватает, и предлагают их чадам пользоваться одной на двоих с одноклассником или купить учебник. Родители, конечно, предпочитают обеспечить ребенка отдельными книгами. Однако покупать учебник за 400 сомов дороговато, особенно если книги нужны по нескольким предметам. И что тогда делают заботливые родители? Правильно, покупают «бэушные», зачастую те самые, которые школы только что списали. В любом книжном магазинчике в Бишкеке есть отдел «бывшей в употреблении» учебной литературы. Спрашивается: зачем Минобразования списывает старые учебники, если потом дети все равно по ним занимаются, да еще и деньги за них платят?   И суммы далеко не символические. Так, за старый, весь заклеенный скотчем, совершенно потрепанный учебник биологии за 7 класс с меня запросили 100 сомов. На мой вопрос, из чего складывалась такая цена, продавщица отреагировала моментальным уходом в глухую оборону. Учебники поцелее стоят на 30-100 сомов дороже.   Как должно быть...   «Устаревший библиотечный фонд должен быть изъят. Но поскольку бюджетные средства на издание новых учебников у нас ограничены, их замена происходит крайне медленно», - сказал министр образования и науки Канат Садыков.   По его словам, для обеспечения всех школ новыми учебниками необходимо единовременно выделить 600 миллионов сомов и потом ежегодно вливать не менее 100-150 миллионов для поддержания фонда. «Такие затраты для министерства и государства в целом пока невозможны», - отметил чиновник.   Президент переходного периода Роза Отунбаева тоже не осталась в стороне от проблемы нехватки учебников. На торжественном мероприятии, посвященном Дню учителя, она заявила, что необходимо вновь вводить арендную плату за использование школьных книг. «Даже в развитых странах существует такая практика. Но при сборе денег нельзя забывать о кармане родителей, ведь некоторые люди просто не в состоянии нести дополнительные расходы. Собранные средства должны направляться на закупку и выпуск новых учебников, поддержку книгоиздателей», - считает Роза Отунбаева.   ...и что в реальности   Министерство образования и науки предлагает вполне стандартные решения. Во-первых, выдавать учебники из школьной библиотеки только детям из малообеспеченных семей. Остальные, по мнению главы ведомства, в состоянии самостоятельно купить книги. Вот только в большинстве школ республики занятия ведутся в основном по российским учебникам. А у них только себестоимость от 300 сомов и выше. Представляете, во сколько обойдется комплект учебников для восьмиклассника? Интересно, кто из простых жителей столицы, не говоря уже о регионах, может себе позволить заплатить сразу более 3-4 тысяч сомов только за учебники?   По словам Каната Садыкова, школьные библиотеки должны по окончании учебного года принимать у учеников книги за минимальную цену, а потом сдавать их в аренду другим. То есть я покупаю своему ребенку дорогущие новые учебники, потом отдаю их по дешевке школе, и на следующий год вновь покупаю дорогие учебники. А кто-то получит книги моего сына за небольшую плату, еще и школа заработает, в течение нескольких лет получая деньги за эти учебники.   В школах Бишкека уже давно часть учеников получают книги абсолютно бесплатно из школьных фондов, а другие - покупают. Когда книги дают детям из малоимущих семей - понятно, нарекания этот факт не вызывает. Но когда в семьях с равными доходами и возможностями разное положение - одни дети пользуются библиотечными книгами, а другим их надо купить, - возникает вопрос: на каком основании?   В Конституции прописано, что все дети Кыргызстана имеют равные права на получение среднего образования. И предложения министерства по решению проблемы должны не только соответствовать Основному закону страны, но и действительно решать ее, а не перекладывать на плечи родителей.   401 способ честного отъема денег   Добровольно-принудительные взносы даже при самых скромных аппетитах школьных администраций приносят им ежемесячно около 200 тысяч сомов. Допустим, часть из них идет на доплату учителям, другая - на оплату техничкам, покупку канцелярских товаров. Но что-то наверняка остается. И куда эти средства тратятся, никто не знает. А в некоторых школах Бишкека ежемесячные взносы достигают 1,5 тысячи сомов с каждого ученика.   При этом все понимают, что учебным заведениям на мизерные средства, выделяемые из бюджета, трудно выжить. Чаще всего денег хватает только на зарплату сотрудникам и оплату коммунальных услуг. Школам отказывают в выделении средств на ремонт, и учителей вынуждают собирать взносы, чтобы здание не рухнуло.   Взносы, как заметили сами родители, напоминают ритуал жертвоприношения, эдакого задабривания злого духа, чтобы тот не третировал их детей. Администрация подчеркивает, что взносы добровольные, но если родители отказываются вносить запрашиваемую сумму или не могут это делать, на детей оказывают давление. Как, по-вашему, чувствует себя ребенок, если каждый день уроки начинаются с вопроса классного руководителя, когда же его родители внесут деньги? Хорошо, если все ограничивается этим и не отражается на оценках.   Ваш ребенок только пошел в первый класс или вы решили перевести его в другую школу? Тоже придется заплатить взнос от 1,5 до 30 тысяч сомов. Цена зависит от престижности школы. И платите вы, вроде бы, добровольно, но, по сути, выбора нет. Иначе, даже если ваше чадо и пойдет в эту школу, рады ему там не будут. Хотя по закону все дети в республике имеют право получать бесплатное образование. Но это уже давно только на бумаге.   Совет да любовь?   Большинство кыргызстанцев свыклись с мыслью, что во всем мире качественное образование - услуга платная. Родители школяров готовы платить, но в разумных пределах. А самое главное - хотели бы знать, на что денежки тратятся. Однако выяснить у директора школы этот вопрос могут только самые отчаянные, а потому родители предпочитают не связываться с администрацией.   О том, что панацеей от таких вот некрасивых ситуаций могут стать попечительские советы, заговорили в 2009 году. Тогда Общественный фонд «Лига защитников прав ребенка» посоветовал Министерству образования и науки рекомендовать школам создать их. «Но в Кыргызстане нет правильного понимания роли попечительских советов», - говорит руководитель ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.   Она отмечает, что зачастую родительские комитеты пассивны и ничего не делают, чтобы расходование финансов было прозрачным. «Попечительские советы должны формироваться из тех людей, которые действительно могут помочь школе. Это бизнесмены, меценаты, родители, представители профсоюзов учителей и даже сами дети - президенты школ. Совет может стать цивилизованной формой гражданской помощи. И некоторые директора школ вздохнули бы с облегчением, переложив эти обязанности на них», - считает Назгуль Турдубекова.   Взять в разработку   Как рассказал Гульжигит Сооронкулов, положение о попечительских советах сейчас активно разрабатывается. «Назрела необходимость установить четкие рамки его деятельности. Если родительские комитеты решили платить взносы, то пусть они эти деньги и собирают. Учитель не должен прикасаться к ним. К тому же суммы должны быть реальными», - подчеркивает он.   По словам чиновника, новое положение о попечительских советах обяжет директоров школ проводить все взносы через счета в банках, чтобы отслеживать, какие суммы платят родители ежемесячно за детей и куда средства расходуются. Во многих школах Бишкека это правило уже действует. Учителя принципиально не берут от родителей денег в руки - сразу отсылают в банк.   В начале 2010 года в министерстве прошло структурное преобразование. Теперь там есть отдел внутреннего аудита, который и будет заниматься проверкой счетов учебных заведений.   «На периферии деньги отдают в руки классных руководителей или директору. Те складируют их в стол, без расписок и чеков. В Новопавловской средней школе-гимназии директор, а также заврайоно наказаны за незаконные поборы», - рассказывает Гульжигит Сооронкулов.   Попечители или наблюдатели?   «Мы видели проект положения, разработанный министерством. Орган, который они хотят ввести в школах, будет выполнять контролирующую функцию. А это уже наблюдательный совет, - считает региональный директор по финансированию образования проекта «Сапаттуу билим» Жылдыз Узбекова. - Мы предложили ведомству альтернативный проект положения о наблюдательных советах».   Попечительские советы могут сотрудничать со школами в самых различных направлениях. Это и учебно-воспитательная работа, работа с детьми из малоимущих семей, одаренными учениками. По мнению Жылдыз Узбековой, директора школ еще только учатся быть менеджерами, и попечительские советы могут стать гарантами прозрачности использования бюджетных и внебюджетных средств. «Попечительское движение может работать в самых разных формах: как юридическое лицо, общественный фонд или объединение. На наших семинарах мы рассказываем, как можно строить работу, помогаем готовить документацию и уже помогли зарегистрировать 52 общественных объединения в Чуйской области», - рассказывает она.   Жылдыз Узбекова отметила, что они рекомендуют попечительским советам регистрироваться как юридические лица и заключать договор с администрацией школ. «Это помогает быть независимым от директора учебного заведения. У совета свои устав, расчетный счет и фонд. Со школой он работает на основании договора. И деньги, поступающие на его счет, - это уже не карманный фонд школы», - подчеркивает она.   По словам главного специалиста управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Зои Пак, на доработку положения уйдет больше месяца. Каким выйдет документ и поможет ли он в корне изменить ситуацию в школах, покажет время.  


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :